Росстату необходима реформа в отношении и команды, и принципов работы, считает первый вице-премьер Антон Силуанов. По его мнению, служба пользуется устаревшими технологиями, что приводит к "ужасным" по качеству расчетам, сообщает РБК.
Силуанов заявил, что роль Росстата как ведомства особенно повышается сейчас, когда власти приступили к реализации национальных проектов, и служба нуждается в реформе, поскольку пользуется устаревшими технологиями и устаревшими инструментами.
"Нужно говорить об обновлении команды, обновлении принципов, методов и работ", - заявил первый вице-премьер правительства Антон Силуанов, комментируя смену руководителя Росстата.
24 декабря премьер-министр Дмитрий Медведев назначил руководителем службы Павла Малкова, до этого занимавшего должность директора департамента госуправления Минэкономразвития. Прежний руководитель Александр Суринов освобожден от должности.
"У нас, действительно, время не стоит на месте - изменения затрагивают все сферы нашей жизни, - прокомментировал перестановки министр экономического развития РФ Максим Орешкин, которого цитирует ТАСС. - Изменения приходят в Росстат, начинается новая эра развития ведомства".
В качестве примера неудовлетворительной работы Росстата Силуанов привел "важнейший" показатель реальных располагаемых доходов населения, который, согласно данным Росстата, снижается с 2014 года. "Как он считается, знает, наверное, только Росстат", - сказал Силуанов, отметив, что данные относительно реальных зарплат считаются "более-менее понятно и достоверно", тогда как качество счета реальных доходов "ужасное". Это связано в том числе и с методами сбора информации: так, Росстат вручную собирает информацию по стоимости продуктов, которые входят в потребительскую корзину, чего быть не должно. Решить проблему предлагается, задействовав новые современные источники информации - например, данные Федеральной налоговой службы.
Отметим, увольнение главы Росстата связали с тем, что наверху были недовольны низкими показателями развития экономики, которые демонстрировали в ведомстве. Так, глава Минэкономразвития Максим Орешкин "постоянно требовал быть более оптимистичными", а глава Росстата Суринов "как профессионал и ученый, все-таки старался не заплывать за буйки здравого смысла". Новый же руководитель "наверняка будет более оптимистичным" и "будет показывать только ту статистику, какая требуется", говорят информированные источники.
Также и Владимир Путин на последней пресс-конференции раскритиковал тех специалистов, которые "увлекаются" подсчетами. Правда, его недовольство было адресовано не Росстату, а Счетной палате и ее председателю Алексею Кудрину. "Рост экономики 1% в год за определенный период времени. Ну, во-первых, он был таким, когда Алексей Леонидович был вице-премьером российского правительства, поэтому нечего на зеркало пенять, коли рожа кривая. У нас так в народе говорят. Это первое. Второе - так считать механически нельзя", - сказал глава государства.
По данным Росстата, реальные зарплаты россиян растут, в то время как реальные доходы, включающие в себя доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на инфляцию, в ноябре 2018 года снизились на 2,9% в годовом выражении после роста на 0,3% в октябре, снижения на 3,2% в сентябре и на 1,6% в августе.
Если в декабре реальные доходы не покажут роста, то 2018 год может стать пятым годом подряд, по итогам которого фиксируется снижение реальных доходов населения. В 2016 году они снизились на 5,8%, в 2015 году - на 3,2%, в 2014 году - на 0,7%. Майский указ президента Владимира Путина ставит задачу обеспечить "устойчивый рост" этого показателя. О росте реальных зарплат президент говорил в том числе и на недавней пресс-конференции, после чего блогеры обвинили президента в "унылом вранье".
Между тем Всемирный банк отмечает, что зарплаты в официальном секторе составляют лишь 38% совокупных доходов домохозяйств в России. При расчете динамики зарплат Росстат учитывает данные, которые ему предоставляют предприятия формального сектора, при этом оплата труда в теневом секторе остается для него невидимой. Эту скрытую оплату труда приходится оценивать косвенно - как разницу между общими потребительскими расходами и наблюдаемыми доходами.